Умный, способный ребенок идет в школу — и там начинается кошмар.
Учитель жалуется, что на уроках дитя ничего не делает, а в тетради
грязища. Буквы путаются, читает ребенок медленно и неохотно, от любых
умственных нагрузок старается увильнуть. В дневнике поселяются
двойки-тройки. "Он что, глупый?- отчаиваются родители.- Или он
издевается над нами?"
Нет, он не глупый и не издевается. То, что родители принимают за
лень, тупость, злую волю, на самом деле может оказаться трудностями
обучения. Обычно об их наличии говорят, когда есть серьезные "ножницы"
между умом и способностями ребенка — и его оценками. У него может быть
затруднено понимание прочитанного или услышанного, или нарушена
способность выражать свои мысли устно или письменно, или способность к
рассуждению, и т. п.
Как правило, ребенку трудно учиться, когда у него по каким-то
причинам нарушена часть высших психических функций, иначе называемых
когнитивными (то есть познавательными). К их числу относят память,
внимание, ощущение, восприятие, воображение и мышление. Развиваются они у
каждого человека неравномерно: кто-то лучше воспринимает информацию
глазами, кто-то на слух; работают механизмы компенсации — если
недостаточно сформировано внимание, удается удержаться на плаву за счет
хорошей памяти. Но если отставание значительное и скомпенсировать его не
удается, появляются проблемы с учебой. К сожалению, такие дети по сей
день считаются лентяями и двоечниками, а вся помощь взрослых сводится
обычно к попыткам их усовестить и к стоянию над душой.
Типичные проблемы обучения
Они делятся на три основные группы. Первая группа — это трудности
поддержания оптимального тонуса мозга: ребенок при этом не в состоянии
активно работать. Тетради детей с этой проблемой легко опознаются: одни
строчки написаны почти идеально, другие совсем не читаемы, почерк
неустойчивый, изменчивый, строчки сползают вниз. Причем
работоспособность может колебаться в пределах двух соседних строчек.
Такие дети быстро устают, отвлекаются, начинают шустрить — такая
активность сродни дрожи на морозе: организм пытается привести себя в
норму. И бороться с этой излишней подвижностью запретами и одергиваниями
так же бесполезно, как запрещать дрожать и клацать зубами. Помогает тут
другое: чередование разных видов деятельности, частый отдых, интересная
подача материала, много прикладной, практической деятельности,
экспериментов, игры. Эти ребята не справляются с большими длинными
заданиями, их нужно делить на много маленьких и между ними давать
передохнуть. Дома учитесь ловить и по максимуму использовать моменты
работоспособности. Избегайте ненужных стрессов и шумных сборищ. И,
конечно, спорт, режим, прогулки, нормальный сон. Трудности второй группы
— это проблемы с обработкой информации — зрительной, слуховой,
кинестетической (то есть поступающей посредством движения). Это не
снижение зрения или слуха, а нарушение способности понимать на слух и
распознавать увиденное; встречаются проблемы и с кинестетической
информацией, но этот канал связи с миром в школьном обучении почти не
задействован.
Если нарушено восприятие зрительной информации, у ребенка плохой
почерк, он "зеркалит", путает буквы, не ориентируется на листе бумаги,
делает дурацкие ошибки в словах, проваливает словарные диктанты (не
запоминает внешний облик слова). В математике он не может представить
себе условия задачи как картинку, цифры при вычислениях в столбик не
может написать друг под другом, не видит клеточек. Читает он медленно,
понимает прочитанное плохо. При этом он неаккуратен, не может сам
проверить, где у него ошибки в работе, не понимает чертежей, картинок,
таблиц.
Если нарушено восприятие слуховой информации, то ребенок не
воспринимает устные объяснения, плохо распознает новые слова. У него
могут быть проблемы с письмом, чтением, иностранным языком, он с трудом
будет выполнять устные инструкции учителя. Такому ребенку обязательно
нужна помощь специалиста — нейропсихоло-га или логопеда-дефектолога.
Задания для него тоже должны быть интересными, подача информации должна
дублироваться — не только устно, но и письменно, и наоборот.
Семья без ссор
Для развития дефицитарного навыка американский педагог Скотт Крауз
рекомендует следующие занятия. При проблемах обработки визуальной
информации: смотреть телевизор без звука и пытаться понять, что
происходит; складывать пазлы; строить из конструктора; рисовать;
представлять себе разные картины с закрытыми глазами; представлять себе
буквы, цифры и слова как картинки; смотреть на рисунок, затем закрывать и
перечислять его детали по памяти; искать вокруг себя похожие предметы
одной формы; искать изображения, лица, животных в рисунках на обоях, в
форме облаков и т. п. Полезны игры и задачки: например, "парочки",
ребусы, анаграммы, поиски слов, спрятанных в хаосе букв, создание новых
слов из букв определенного слова, "соедини точки" (надо попытаться
угадать, что изображено, еще не соединяя точки), "что напутал художник",
лабиринты ("как попасть от старта к финишу") и т. п.
При проблемах обработки слуховой информации рекомендуется слушать
телевизор с закрытыми глазами и пытаться понять, что происходит; слушать
радио; вслушиваться в звуки вокруг себя; читать вслух и слушать себя;
когда разговаривают несколько знакомых людей — пытаться с закрытыми
глазами понять, кто что говорит; представлять себе голоса знакомых;
запоминать слова песен со слуха; пытаться разобрать, что говорят по
радио на минимальной громкости; повторять за говорящим серии любых цифр;
воспроизводить последовательность цифр, дней недели, букв алфавита в
нужном порядке и задом наперед. Эти же задания на воспроизведение разных
последовательностей могут быть полезны, если у ребенка нарушено
восприятие последовательной информации. Другая полезная деятельность —
разрезать комикс на отдельные кадры и пытаться их сложить в прежнем
порядке.
У некоторых детей снижена скорость обработки информации в целом (в
нашем обществе их презрительно зовут "тормозами" и "тугодумами"). Им
можно предложить выполнять вышеперечисленные задания на время, с
максимальной скоростью, а в играх вроде шахмат и шашек -ограничивать
время для хода. Третья группа трудностей — это отставание в развитии
функций программирования и контроля: проще говоря, мозг не справляется с
"менеджерской" работой: отказывается планировать свою работу и не
смотрит за ее выполнением. На письме они пропускают или по нескольку раз
повторяют буквы, слоги, слова, забывают про точки в конце предложений и
прописные буквы. В пересказе теряют целые смысловые звенья. Не
применяют выученные орфограммы, поскольку и писать, и вспоминать правило
одновременно им трудно.
Таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий и
алгоритмы, проговаривать действия, делать вспомогательные рисунки,
проверять себя. Со временем промежуточная стадия думания и планирования вслух
отпадет, станет внутренней, но порядок действий будет уже усвоен.
Составление планов и списков (выполнение пунктов необходимо отмечать),
стратегические игры, игры с правилами, рассказы по рисункам, запись
значками и рисунками и воспроизведение рассказа по ним — все это должно
помочь ребенку организовывать свою работу и себя — и перестать считаться
ленивцем, тупицей и двоечником.
Источник: http://www.psilib.ru |