|
|
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход |
Родительский клуб 7"А" класса |
Агрессия ребенка-подростка. Что делать?
Период взросления, как уже говорилось, характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению.
Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль,
причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей,
ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из
собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными
устремлениями.
Большинству же взрослых подобная позиция
ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и
они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его
самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме,
которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и
единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто
слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило,
возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и
родителями, преодолеть который с течением времени становится все
труднее. Подросток принимает по отношению к родителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность. Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии
- жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со
стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако
специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию. Словесная агрессия
гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько
опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того,
чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь
словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных
обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия
проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного
наказания. Словесная агрессия в поведении подростка выражается в: - постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме; -
отрицательных отзывах о ком-либо и не всегда объективных критических
замечаниях, облаченных в экспансивную и грубую форму — высказывании
мыслей активно-агрессивного содержания ("Я его убью!" "Я ему руки-ноги
переломаю!" и т.д.) или проклятий в адрес кого-либо; - выражении
недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании
обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на
причинение обиды другому человеку (акцентирование внимания на
недостатках, обидные прозвища, высмеивание каких-либо особенностей
внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и
злости по отношению к кому-либо и т.д.); - беспричинных оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей; - попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения; - частых упреках, по большей части безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов; - повышенном общем тоне разговора. Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости. Агрессия может также быть косвенной,
то есть конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также
очень часто распространен среди подростков. Необъяснимые и
немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары
ногами об стену или кулаками по столу — все это проявления косвенной
агрессии. В качестве агрессивного поведения со стороны подростка можно
также рассматривать и его общую склонность к раздражению, а также
пассивное или активное противостояние установившимся авторитетам
(негативизм). Так же, агрессивное поведение может стать для подростка: —способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так и абстрактной); —своеобразным
способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда
других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не
существует; —способом "блокирования" тех или иных потребностей и
желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту)
людьми. Причины агрессивности могут быть различными.
Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть
обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров.
Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление
подростка быть самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим,
подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал.
Однако, этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным.
Многие подростки в качестве примера для подражания выбирают нечто
совершенно противоположное общепринятым представлениям. Как
объяснить то, что подросток, имея возможность выбирать между "хорошим" и
"плохим" (обозначим таким образом понятия "положительного" и
"отрицательного" идеалов), во многих случаях сознательно выбирает
"плохое"? Ссоры родителей, взаимные оскорбления, свидетелем которых
периодически становится взрослеющий сын или дочь, частые наказания — все
это трансформируется в своеобразную модель агрессивного поведения,
которая передается ребенку от взрослых. Само по себе физическое или
грубое словесное наказание ребенка, насильственное принуждение его к
чему-либо — это уже прямой путь к возникновению в его сознании модели
агрессивного поведения. Особенно часто агрессию проявляют те дети,
которые подвергались физическому насилию со стороны отца. Наказание
эффективно и безопасно только в том случае, если ребенок чувствует
справедливость наказания и позитивное отношение к себе со стороны
родителей, в другом случае наказание всегда ведет к возникновению
агрессии. Общая бездуховность семьи, отсутствие положительных
нравственных ориентиров приводит к негативизму и агрессии в поведении
подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок.
Подростки, воспитанные на принципе "выживает сильнейший, а слабый
достоин только презрения", способны получать удовольствие, причиняя
физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не
испытывают чувства вины. Что делать родителям? -
Родителям, дети которых относительно часто проявляют агрессивность в
поведении, стоит серьезно задуматься над тем, что ожидает их детей в
будущем. Бороться с проявлениями подростковой агрессии можно и нужно.
Главное — не забывать, что это — совсем не тот случай, когда "клин
клином вышибают". Поскольку доминирующим (осознанным или
подсознательным) стремлением в поведении подростка является стремление к
самоутверждению, к установлению позиции значимого собственного "я",
наиболее продуктивным способом преодоления агрессивных тенденций в его
поведении будет предоставление ему позитивной возможности
самореализации. Прежде всего, следует проанализировать и пересмотреть,
если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность
расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери. Этот
момент — исключительно важный, несмотря на то, что является как бы
подготовительным.
- Задача родителей сводится к
тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ", попытаться найти с ним
общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте
такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже
престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и
стремление к первенству — все это поможет вам "переключить" его энергию
при условии ненавязчивого контроля.
- Присмотритесь
к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в
которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые
смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную
самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах
окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то —
творчество, искусство.
- Дайте ему возможность
ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком", от
которого ничего не зависит.
- Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.
-
Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте
подростку иногда "воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам,
следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их,
ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что".
-
В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов.
Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы
что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.
-
Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите
подростка возможности действовать назло и в то же время заставите его
задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями,
выработаете чувство ответственности.
- Научите его
состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство
сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном
примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым,
беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и
почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь
или даже просто утешить.
- Уважайте индивидуальность подростка.
-
Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие
человека осуществляется в деятельности — об этом никогда не следует
забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность
деятельности социально значимой, общественно одобряемой и
результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Родительскийкомитет (01.12.2010)
|
Просмотров: 3989 | Комментарии: 2
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|